Утраченный ландшафт

Добро пожаловать в Архангельск, город, который известен своими прекрасными садами! Если вы любите природу и красоту, то обязательно посетите эти удивительные места во время вашего туристического путешествия. Здесь вы сможете насладиться множеством цветов и растений, аккуратно оформленных аллей и живописных уголков.
Одним из самых популярных мест для посещения является сад Роберта Шергольда. Здесь вы найдёте не только красивые розы разных сортов, но и уютные скамейки, где сможете расслабиться и насладиться тишиной и спокойствием.
Другое известное место - оранжерея Доротеи Пец. Здесь царит удивительная атмосфера, наполненная ароматами и красками цветов. Вы отдохнёте душой и телом и получите заряд энергии и позитива на весь день.
И, конечно, вы сможете своими глазами увидеть знаменитый сад Евгении Шольц. Этот сад представляет собой настоящий рай для любителей природы. Вы будете поражены разнообразием цветов, а также уникальным дизайном каждого элемента этого удивительного места.
Не упустите возможность прогуляться по садам Архангельска и насладиться красотой природы. Это будет незабываемый опыт для всех любителей природы и живописных мест!

Такая реклама могла бы встречать туристов, отправившихся в Архангельск в начале 20 века. Центральная часть Архангельска, расположенная между улицами Свободы и Вологодской от Набережной до Троицкого проспекта, называлась Немецкой слободой. Утопавшие в зелени особняки напоминали благоустроенные предместья Пруссии, Саксонии, Баварии или пригороды Лондона.

 

Традиционный особняк Немецкой слободы – это жилой дом с большим количеством помещений, среди которых преобладали парадные: зал, гостиная, столовая, кабинет. Характерной чертой каждой усадьбы был благоухающий сад. Давайте задумаемся на минуту, что такое сад? Сад – это не отдельные растения, а сложное живое целое, со своим настроением и характером. Сад воспринимается как определенная последовательность, непрерывность, перетекание пространств, которые лучше рассматривать с определенных точек обзора. Это последовательный ряд зрительных образов и впечатлений, которые так точно ухватила и описала Евгения Фрезер в книге «Дом над Двиной»:

Здесь будет сад, какого в Архангельске ещё не было. Мы увеличим пруд и поднимем этот холм и на вершине построим красивую беседку. А здесь - продолжала она, - на этом пустыре, будут лужайки и цветочные клумбы, редкие деревья и кусты. Я обещаю тебе, если позволишь, у нас и наших детей будет редкий по красоте сад, который дети будут передавать из поколения в поколение.
Слово свое она сдержала, по крайней мере, частично, не в её власти было заглянуть в будущее. Постепенно, с помощью книг, рабочих и опытных специалистов из запустения родился единственный в своём роде сад в Архангельске, реальное воплощение её мечты.
Все заборы были перестроены. Двор от сада отделяла живая изгородь, усыпанная желтыми цветами. Пруд увеличили, завели карпов, которые множились. По краям лужаек купами росли ирисы, нарциссы, камыши. Два маленьких причала-плотика с перилами покоились на воде. У одного из них угнездилась простая беседка среди берез. Возвышаясь над садом, на вершине теперь уже настоящего холма стоял миниатюрный волшебный замок. Ступеньки среди цветущих кустов вели в комнату, где стояли стол и стулья. Ромбовидные цветные стёкла в окнах готического стиля нам, детям, доставляли огромное удовольствие: мы смотрели сквозь них в сад, и он мгновенно превращался в таинственное место, то темное и влекущее, то, наоборот, золотое и ясное. Из этой комнаты дверь вела на наружную лестницу, по которой можно было попасть на плоскую крышу, огражденную невысоким зубчатым парапетом. На одном из её углов была башня, внутри которой ступени винтовой лестницы вели на крошечную площадку с флагштоком. Отсюда открывался прекрасный вид на окрестности и реку, а если смотреть вниз, увидишь лужайки, цветочные клумбы, необычные деревья и кусты.

 

Судя по описанию Фрезер, у её бабушки Евгении Шольц был английский сад. Такие сады стали модными в конце XIX – начале XX века и пришли на смену классическим французским и строгим немецким садам. Существует несколько типов английских садов. Самые известные из них – это дикий сад и коттеджный садик.

«Дикий», или натуралистический, сад обязан своим появлением садоводу и теоретику садового искусства Вильяму Робинсону. Идеальный сад, по мнению Робинсона, должен скрывать свою рукотворность. Растения высаживались в соответствии с «разнообразным, бесконечным и изменчивым» расположением в природе. От классического пейзажного сада дикий сад Робинсона отличают меньшие размеры, а также наличие в нем красивоцветущих и экзотических растений. Размещаемые на окраинах примыкающих к дому участков, дикие сады служили плавным переходом от газона к лесу. Растения с различной окраской цветов и листьев располагались так, чтобы позволить «красоте каждого вида показать себя момент своего наивысшего расцвета», а затем быть смененной другими видами. Отцветшие растения не обрезались и не уничтожались, как практиковалось прежде; напротив, они бережно сохранялись, создавая фон для следующего поколения цветов.

 

Коттеджный сад занимал небольшое пространство и располагался вблизи дома. Цветам уделялась лишь узкая полоса земли при входе, все остальное пространство сада занимали грядки с овощами, в основном капустой и картофелем, кусты смородины и крыжовника. Эти овощи выращивались для хозяев дома, а не на продажу; грядки располагались хаотично, без какого-либо плана; не менее случайным был и выбор растений. Именно эта хаотичность привлекала художников, архитекторов и садоводов, уставших от нарочитой продуманности викторианских садов.

 

Создать и поддерживать сад – трудная задача, для которой необходимы определенные знания. Для садовода могут быть полезны специальные книги. В них можно найти информацию о том, как правильно ухаживать за растениями, как выбрать подходящие сорта для конкретных условий, как бороться с вредителями и болезнями. В Добролюбовке есть такая книга – издание «Французская помология» Антуана Пуато. Это одна из самых красивых книг о фруктах и ботанической иллюстрации, когда либо изданных. История появления книги занимает почти сорок лет. С 1807 по 1835 год вышло издание «Трактат о плодовых деревьях Франции» французского ботаника и основоположника современной агрономии Дюамеля дю Монсо. В двух томах были собраны и подытожены его почти тридцатилетние наблюдения и эксперименты с фруктовыми деревьями. Результаты трудов дю Монсо были проиллюстрированы целым рядом известных художников XVIII века. Рисунки изображали 16 видов фруктовых деревьев, их плоды, листья и семена. (В 2006 году книга приобрела статус одной из самых дорогих в мире: издание «Трактата» из личной библиотеки короля Людовика XV было продано на брюссельском аукционе за 4,5 млн. долларов.)

 

Год спустя, в 1836, ботаники и известные ботанические художники Антуан Пуато и Пьер Тюрпен расширили труд дю Монсо. В издании появилось более 400 новых иллюстраций. Десять лет спустя, после смерти Тюрпена, была переиздана под новым названием - «Французская помология: собрание самых красивых плодовых деревьев, выращиваемых во Франции»  и только под именем Пуато. «Французская помология» Пуато состоит из 4 томов: первый том посвящен персикам и сливам, второй – вишне и клубнике, третий – крыжовнику и грушам, четвертый – яблокам. 420 иллюстраций напечатаны в цвете техникой пунктирной гравировки и обработаны вручную. Среди иллюстраций также есть три неокрашенные гравюры. Над рисунками, помимо Пуато и Тюрпена трудились художник Фермин Бокур и граверы Луи Буке и Генри Легран. Каждая иллюстрация сопровождается подробным описанием растения.

 

Издание из нашей библиотеки не совсем обычное. В один переплет объединены разрозненные листы из всех четырех томов. Причем фрагменты из всех черытех томов идут не по порядку, а вразнобой: сначала листы второго тома, потом четвертого, потом первого, потом опять второй и четвертый тома, в конце третий. Мы не знаем, кому именно принадлежала книга, на ней нет никаких экслибрисов или других опознавательных знаков. Но, вероятно, именно владелец книги заказал изготовить для себя такое издание и именно он попросил расположить информацию в таком порядке. Вот такие растения и плоды владелец заказал переплести в свой личный том. Там есть традиционные для нашего края растения: малина, клубника, крыжовник, смородина. Есть растения, которые пытались выращивать на Севере и они прижились в нашем климате: груша, яблоня, вишня, слива. Есть и совсем экзотические для нашего края лимон и апельсин, миндальное дерево, фиговое дерево, грецкий орех, фундук, мушмула германская и виноград.

Сирень всех оттенков росла в огромных количествах. Она хорошо выдерживала местные морозы. Голубая ель и величественные темно-зеленые сосны также были уроженцами этих мест. Но многие растения были привезены из дальних мест: бальзамический тополь с красными душистыми сережками - из Сибири, некоторые растения и луковичные - из степей, много редких и красивых цветов дали прибрежные леса великого озера Байкал. Я помню, что к нам постоянно прибывали завернутые в мешковину растения. С севера Шотландии были привезены розы, а однажды мы с волнением встречали яблоню. Может быть, теперь яблони уже могут расти далеко на Севере, но семьдесят лет назад эта яблонька была единственная во всем Архангельске, если не во всей губернии. В начале каждого лета группки гимназистов часто приходили посмотреть, как цветет в нашем саду эта диковинка.

Евгения Фрезер «Дом над Двиной»

 

Кто же владелец этого великолепного издания? Помимо Евгении Шольц, у нас есть ещё два описания садов жителей Немецкой слободы. Первый – это Роберт Шергольд. В своих воспоминаниях дочь Роберта Эрнестина Вагер рассказывает о том, что её отец был страстным садоводом: «Отца больше всего интересовали цветы, овощи, фрукты и ягоды». В саду Шергольдов на шестой версте (сейчас это Лесозавод № 3) были построены две очень высокие оранжереи: одна для яблонь и груш, другая для винограда и персиков. Была третья оранжерея, пониже. Там разводили розы. В саду спереди дома росли кусты смородины – красной, черной и белой. Клубнику и малину разводили в огороде — рядом с домом и сзади. В усадьбе работали два опытных садовника — братья-рижане. К весне нам из Голландии посылали цветочные луковицы. В доме повсюду стояли вазы, горшки и кадки с цветами. Почва в Архангельске болотистая, но в усадьбе Роберт Шергольд ее осушил: вырыл канавы и засыпал их опилками. Он активно пропагандировал садоводство и среди рабочих лесозавода, так как считалось, что это «здоровое» увлечение спасает от пьянства и других социальных пороков. Из Канады он выписал косилки и научил рабочих ими пользоваться и рассказывал, как собирать лучшие урожаи.

 

Ещё одна большая оранжерея была у Доротеи Пец, жены лесопромышленника и предпринимателя Рудольфа Карловича Пеца. После революции дом Пецев на Троицком проспекте перешёл в государственную собственность и в нём, кроме прочих людей, жила семья Галины Милюковой. В книге «Поклон моему городу» вспоминает, что у прежних владельцев немцев Пецев был зимний сад. Вот что она пишет:

«Я сказала двор-сад. Да, это был сад! Он был любимым местом и зимой, и летом, пусть снежный, пусть мокрый, но всегда прекрасный, с клумбами, кустарником, с деревьями, аллейками, скамеечкой, гигантскими шагами, горками – до войны. А за забором был сад «Дома ребёнка» - тот самый прекрасный дом Шаврина.»

 

Как же хочется вернуться во времена, когда в Архангельске были прекрасные сады! И очень грустно от того, что они исчезли. Сады – это не только красота и уют, но и здоровье горожан. Надеемся, что в будущем в нашем городе появятся новые зеленые зоны, где мы сможем наслаждаться красотой природы и заботиться о своём здоровье.

 

Текст: Анастасия Шорохова-Волкова
Фото: Олег Самойлов

Полистать книгу

Слушайте подкаст «Утраченный ландшафт»

Источники:

  1. Poiteau, Pierre Antoine. Pomologie française : recueil des plus beaux fruits cultivés en France / P. A. Poiteau ; engraver: P. J. F. Turpin, Firmin Bocourt, Louis Bouquet, Legrand H. - Paris : Langlois et Leclercq, 1846. - [113] л. : il. ; 38. 
  2. Фрезер, Евгения. Дом над Двиной : детство в Архангельске : [история двух семей] / Евгения Фрезер ; пер. с англ. Т. Н. Клушиной. - Архангельск : Правда Севера, 1998. - С. 83 - 86.
  3. Шестая верста (Письмо Эрны Вагер Роберту фон Бергу). Хроники старинного рода Пецъ (Paetz), малоизвестные страницы истории с XIV века по сегодняшний день : сайт. [Электронный ресурс] // Архангелиты – дети Немецкой слободы : сайт. – Режим доступа: https://www.paetz.wiki/shestaya-versta
  4. Милюкова, Галина. Поклон моему Городу : [письма Галины Милюковой Ю. А. Барашкову, 1996-2009 : 16+ / предисл. и послесл.: Юрий Барашков]. - Архангельск : Правда Севера : Барашков Юрий [продюсер], 2016. - С. 28.
  5. Басманова, Элеонора. «И Флора уронила к ним цветок...» : цветочные традиции и цветочный этикет в частной и общественной жизни России XVIII - начала XX века / Элеонора Басманова. - 2-е изд., доп. - Москва : Новый хронограф, 2022. - 437, [2] с. : ил.
  6. Пельтихин, Иван. Садоводство в Архангельской области / И. И. Пельтихин. - Архангельск : Книжное издательство, 1958. - 44 с.
  7. Немцы - садовники Петербурга / сост. Коробова В.А., Супруненко Э.И. - СПб., 2011. - 123 с.
  8. Русская усадьба : cборник Общества изучения русской усадьбы. - Вып. 13-14 (29-30) / [науч. ред.-сост. М. В. Нащокина]. - Москва : Улей, 2008. - 982, [8] с.